Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5
"ОГОНЁК"
DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН ЮЛ=7710568760,
ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский
переулок, д. 6, строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство
России, CN=Федеральное казначейство
Причина: Я согласен с указанными частями этого документа
Дата: 18 Ноябрь 2025 г. 9:50:02
Пояснительная записка
Учебный план МАДОУ Детский сад № 5 «Огонёк», реализующий основную
образовательную программу дошкольного образования в образовательный период с
сентября 2025 по май 2026 учебный год разработан в соответствии с нормативно
правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
—
образовательным программам дошкольного образования»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного
питания населения» Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 (с 01.01.2021 по 01.01.2027);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (с 01.01.2021 по 01.01.2027).
Уставом МАДОУ Детский сад № 5 «Огонёк»
Учебный план позволяет реализовать цели основной образовательной
программы дошкольного образования:
- Создание оптимальных условий для повышения уровня развития и личного
потенциала каждого ребенка с сохранением и укреплением его здоровья по
физическому и социально-личностному направлению на основе современных
социально-ориентированных программ и педагогических технологий.
Учебный план способствует:
1. Реализация ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы
дошкольного образования;
2. Соответствию содержания образования возрастным особенностям развития
ребенка.
3. Направленности системы образования на усиление социальной адаптации
воспитанников.
Учебный план содержит в себе пояснительную записку, таблицы с указанием учебных
часов, график (планирование) непосредственно образовательной деятельности
(НОД), примечания о работе с детьми в непосредственно образовательной
деятельности. Является основным документом, определяющим количество занятий на
изучение дисциплин базового компонента и компонента дошкольного
образовательного учреждения, устанавливает максимальную нагрузку воспитанников.
На 2025-2026 учебный год поставлены цели и задачи:
Цель: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей
Задачи:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение
преемственности
основных
образовательных
программ
дошкольного и начального общего образования;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных
программ и организационных форм уровня дошкольного образования,
возможности
формирования
образовательных
программ
различной
направленности с учётом образовательных потребностей и способностей
воспитанников;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
определение
направлений
для
систематического
межведомственного
взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных
объединений (в том числе сетевого).
Основная часть реализуется через непосредственно организованную
деятельность (НОД), вариантная через кружковую индивидуальную и подгрупповую
работу.
Содержание учебного плана включает совокупность образовательных областей,
которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей по основным направлениям:
- Физическое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие
Содержание образовательной области Физическое развитие направлено на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развития
равновесия, координации движения. Крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) и т.д. Область физическое
развитие содержит: НОД – физическая культура. Для детей раннего возраста от 2 до 3
лет образовательная деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня
(9 минут). НОД по физическому развитию проводят в групповом помещении 2 раза в
неделю.
Для детей младшего (3-4 года) и среднего (4-5 лет) возраста образовательная
деятельность по физическому развитию осуществляется в зале 2 раза в неделю, 1 раз
на открытом воздухе. Для детей старшего (5-6 лет) и подготовительного (6-7 лет)
возраста образовательная деятельность по физическому развитию осуществляется в
зале 2 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5 - 7 лет занятия по физическому
развитию детей круглогодично проводятся на открытом воздухе. Их проводят только
при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной
одежды, соответствующей погодным условиям.
Содержание
образовательной
области
Социально-коммуникативная
направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками, на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе. «Социализация» реализуется через совместную деятельность воспитателя с
детьми в различные режимные моменты: экскурсии, наблюдения, сюжетно-ролевые
игры, этические беседы, через создание проблемных ситуаций, чтение
художественной и познавательной литературы; самостоятельную деятельность детей и
взаимодействие с семьей: беседы, посещение центров культуры, проектную
деятельность.
Содержание образовательной области Развитие речи направлено на достижение
целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими людьми, через решение следующих задач: - развитие свободного
общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей, - практическое овладение
воспитанниками нормами речи.
НОД – Развитие речи, проводится для детей раннего возраста 1 раз в неделю, для
детей 3-5 лет 2 раза в месяц, для детей 5-7 лет два раза в неделю. Знания получают в
ходе совместной деятельности взрослых и детей через беседы с детьми, составление
рассказов, рассматривание картин, настольно-печатные игры, пальчиковые игры,
тренинги, театрализованную деятельность; в ходе самостоятельной деятельности
детей и при взаимодействии с семьей, В ходе индивидуальной и подгрупповой
образовательной деятельности детей со специалистами. Чтение художественной
литературы проводится в режимные моменты ежедневно.
Формирование основ безопасности направлено на воспитание осознанного отношения
к выполнению правил безопасности, которое реализуется через совместную и
самостоятельную деятельность детей в режимные моменты и во взаимодействии с
семьей через беседы, решение проблемных ситуации, экскурсии. Разработаны
паспорта безопасности, планы на учебный год
Трудовое воспитание направлено на формирование положительного отношения к
труду, которое реализуется через совместную и самостоятельную деятельность детей в
режимные моменты.
Содержание образовательной области Познавательное развитие направлено на
развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Область
«Познание» содержит: Формирование целостной картины мира (ребенок и
окружающий мир + формирование экологических представлений), которые
проводится 1 раз в неделю для детей с 2 до 6 лет, для детей с 6 до 7 лет проводится 2
раза в неделю.
НОД – Формирование элементарных математических представлений в группе раннего
возраста не проводится, 1 раз в неделю проводится для детей 3-5 лет, для детей 6 - 7
лет – 2 раза в неделю; в части экономического воспитания проводятся в старших и
подготовительных группах
Дети получают знания в процессе совместной деятельности с воспитателем через
наблюдения на прогулке, экскурсиях, через сенсорные игры, в ходе проведения
опытов, экспериментов, через работу с картинами, схемами, картами, таблицами, а так
же в самостоятельной исследовательской деятельности и при взаимодействии с
семьей.
Содержание
образовательной
области
Художественно-эстетической
направлено
на
формирование
эстетического
восприятие
окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Изобразительная деятельность содержит: НОД – Рисование, которое проводится 1 раз
в неделю для детей 2-5 лет, 2 раза в неделю для детей 5-7 лет.
НОД Лепка проводится один раз в неделю в группе детей раннего возраста и два раза
в месяц для детей 3-6 лет.
НОД Аппликация проводится два раза в месяц для детей 3-6 лет, чередуя с лепкой.
Раздел «Художественное творчество» также реализуется в совместной и
самостоятельной деятельности детей в режимные моменты и во взаимодействии с
семьей.
Раздел Музыка направлена на развитие музыкальности детей, способности
эмоционально воспринимать музыку, он содержит: НОД – музыка, которое
проводится 2 раза в неделю для детей 1,3 - 7лет. Все занятия проходят в музыкальном
зале музыкальными руководителями. Содержание образовательной деятельности
реализуется в совместной и свободной деятельности детей, в режимные моменты
через музыкально-дидактические, сюжетно-ролевые игры, праздники и развлечения,
игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения и во
взаимодействии с семьей.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая
реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного
возраста соответствует требованиям СанПин.
При разработке расписания непосредственно-образовательной деятельности
учитывалось следующее:
1.Соответствие расписания СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях» Сопоставимость недельной максимальной обязательной нагрузки,
продолжительности непрерывной НОД и объему максимальной образовательной
нагрузки.
Соответствие перечня НОД, предусмотренных расписанием, определенным
направлениям (областям) развития ребенка представленным структуре
организованных форм обучения.
2. Сбалансированность по видам НОД:
Сбалансированность расписание НОД с точки зрения соблюдения санитарных
норм;
Соответствие расписание НОД по продолжительности в зависимости от возраста
детей согласно СанПиН;
Предусмотренность не менее чем 10-минутного перерыва между НОД и
физминуток в процессе проведения НОД;
№ Возрастная
группа
1
2
3
4
5
Группа раннего
возраста
(1,3-3 года)
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительна
я группа
Количество Продолжит
занятий в
ельность
неделю
занятий
(минуты)
10
9
Время
отдыха
между
занятиям
и
10
10
10
13
14
15
20
25
30
10
10
10
10
Максимально
допустимый объем
образовательной
нагрузки в день
9 мин.
30 мин.
40 мин.
50 мин.
1,30 мин.
Занятия проводятся в первую и во вторую половину дня. Допускается проводить
одно занятие во вторую половину дня.
Планирование деятельности детей в кружках на дни с наименьшим количеством
НОД;
3. Учет динамики работоспособности воспитанников в сочетании со сложностью
деятельности:
Оптимальность распределения учебной нагрузки в течении года с учетом
сложности занятий разнообразной деятельностью;
Отсутствие НОД по дополнительному образованию (студии, секции, кружки)
для детей младшего дошкольного возраста;
Отсутствие занятий по дополнительному образованию для детей за счет
времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Занятие по дополнительному образованию проводятся со следующими
нормативами:
№
Направленность / Наименование
программы
Возраст
Количество
занятий в неделю
1
Физкультурно-спортивная
направленность «Здоровей-ка»
3-5 лет
2
2
Художественная направленность
«Волшебная бумага»
5-8 лет
2
3
Художественная направленность
«Хореография»
3-8 лет
2
4
Социально-педагогическая
направленность «Логоритмика»
5-8 лет
2
5
Социально-педагогическая
направленность «Хочу всё знать»
(подготовка к школе)
6-8 лет
2
6
Научно-познавательной-технической
направленности
«Конструирование и робототехника»
5-8 лет
2
7
Дежурная группа
3-8 лет
5
8
Шахматы
5-8 лет
1
Учебный план непосредственно образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности
Основные виды НОД
Инвариантная (обязательная)
Познание
- ФЭМП
- ФЦКМ
Расширение
ориентировки в
окружающем
Развитие речи
Физическая культура
Развитие движений
Социализация
Игры с дидактическим
материалом
Игры со строительным
материалом
Художественное
творчество
- Рисование
- Лепка
- Аппликация
Музыка
Группа
раннего
возраста с 1,3
до 2 лет
9 мин
нед мес год
2
8
72
2
8
72
Группа
раннего
возраста с 2 до
3 лет
9 мин
нед мес год
1
4
36
1
4
36
-
Младшая
группа
Средняя
группа
15 мин
нед мес год
2
8
72
1
4
36
1
4
36
Старшая группа
20 мин
нед мес год
2
8
72
1
4
36
1
4
36
20-25 мин
нед мес
год
3
12
108
2
8
72
1
4
36
Подготовительная
группа
30 мин
нед мес
4
16
2
8
2
8
год
144
72
72
1
2
4
8
36
72
2
3
-
8
12
-
72
108
-
1
3
-
4
12
-
36
108
-
1
3
-
4
12
-
36
108
-
2
3
-
8
12
-
72
108
-
2
3
-
8
12
-
72
108
-
3
2
12
8
108
72
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1
4
36
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2
8
72
4
16
144
4
16
144
4
16
144
5
20
180
5
20
180
2
8
72
1
1
2
4
4
8
36
36
72
1
0.5
0.5
2
4
2
2
8
36
18
18
72
1
0.5
0.5
2
4
2
2
8
36
18
18
72
2
0.5
0.5
2
8
2
2
8
72
18
18
72
2
0.5
0.5
2
8
2
2
8
72
18
18
72
10
40
360
10
40
360
10
40
360
10
40
360
13
52
468
14
56
504